fbpx
EN
Контакты

Оптимизация затрат для логистики грузоперевозок

Суть оптимизации в том, чтобы при неизменной сумме расходов получать более эффективный результат. Как это сделать в современных Российских экономических реалиях?

При расчете стоимости грузоперевозок учитывается множество факторов: расходы на топливо, амортизация автотранспорта, затраты на страхование автомобиля, зарплата водителю, страхование груза и так далее. Чтобы компания-перевозчик могла предложить заказчику лучшее обслуживание по доступной цене, требуется постоянная оптимизация транспортных процессов и затрат на логистику. В результате оптимизации в подсистемы логистики внедряются улучшения, которые приводят к снижению расходов и повышению безопасности качества грузоперевозок.

Оптимизация затрат на логистику не означает, что организатор грузоперевозок будет тратить меньше средств на обслуживание процесса, зарплату водителей, сервис автотранспорта. Суть оптимизации в том, чтобы при неизменной сумме расходов получать более эффективный результат. Выражаясь языком физики, оптимизация приводит к повышению коэффициента полезного действия системы грузоперевозок. При этом основная цель процессов оптимизации — обеспечение более конкурентоспособного и выгодного предложения, чтобы сохранить и приумножить число лояльных клиентов. Демпинг в условиях современного рынка не приводит к росту прибыли. Напротив, занижение цены вредит перевозчику и клиенту в равной степени. Дальновидные участники рынка умеют использовать инструменты оптимизации на пользу клиентам и собственной репутации.

Экономические предпосылки для процессов оптимизации

Основным трендом абсолютно всех экономических прогнозов на 2019 год было снижение темпов роста. Причин для пессимизма в этом случае предостаточно:

  • Рост налога на добавленную стоимость с 18 до 20%.
  • Россияне стали позже выходить на пенсию — многие в 2019 году так и не стали пенсионерами.
  • Новые тарифы на полис ОСАГО.
  • Прогнозируемый рост инфляции.
  • Снижение уровня ВВП.

Вкратце перечисленные причины надвигающегося экономического спада можно обозначить так: покупательная способность денег падает, цены растут, а зарплаты остаются на прежнем уровне. Рядовым гражданам в условиях постоянной инфляции приходится пересматривать свои статьи расходов, и урезать все лишнее. Транспортным компаниям нужно делать то же самое. В противном случае бизнес перестает быть прибыльным, либо приходится повышать стоимость услуг. И то и другое приводит к оттоку клиентов. Оптимизация транспортной логистики позволяет удержать стабильные позиции на рынке без потери качества оказываемых услуг и без ущерба для клиентской базы.

Отдельно следует сказать о влиянии на логистические расходы повышения НДС до 20%. Налог на социально значимые группы товаров остается на уровне 10%. Тем не менее, повышение НДС для остальных групп товаров скажется и на стоимости товаров для детей, медикаментов и прочей льготной продукции. Налог на добавленную стоимость косвенно влияет на цены абсолютно всех товаров, производимых и реализуемых в стране. Например, на медицинском производстве используется сырье, цены на которое выросли в связи с повышением НДС. Автотранспорт, используемый для доставки медикаментов, ездит на топливе, которое подорожало с ростом НДС. В итоге изменение этого ключевого налога всего на 2% влечет рост цен по всем фронтам, от топлива и сырья до коммунальных услуг. Расходы на грузоперевозки вследствие роста НДС также закономерно увеличиваются.

Есть и другие экономические нововведения, которые в 2019 году ударят по отрасли грузоперевозок:

  1. Ранее владельцы грузового транспорта весом свыше 12 тонн могли уменьшить сумму отчисляемого государству транспортного налога на количество отчислений о системе «Платон». С 1 января корректировка транспортного налога в пользу собственников грузовых ТС не осуществляется. Расходы по отчислениям в «Платон» в полном объеме ложатся на плечи перевозчиков.
  2. С 1 сентября 2019 года увеличился налог на добычу полезных ископаемых. Каждая тонна угля, нефти и прочих ископаемых будет отныне стоить на 113 рублей дороже, чем прежде. Для сферы грузоперевозок это означает дополнительный рост цен на топливо.
  3. Рост акцизов на топливо, в том числе на бензин пятого класса в полтора раза. Повышение цен не коснулось бензина, который не соответствует классу, керосина и моторных масел.

Очевидно, что в 2019 году отрасль грузоперевозок переживает не самые радужные времена. С другой стороны, под натиском трудностей выживают сильнейшие. Оптимизация управления логистикой — один из ключевых инструментов, которые помогут компаниям выстоять и окрепнуть в период экономического спада.

«Серая» оптимизация

Иногда в поисках решения по оптимизации расходов участники рынка впадают в крайности, которых лучше избегать. Яркий пример оптимизации расходов за счет потери качества товара — увеличение доли пальмового масла в продуктах питания, которые выпускают российские производители. Чтобы инфляция не привела к взлету цен на еду, некоторые производители пошли на компромисс с совестью и стали вместо молочного жира чаще использовать дешевое пальмовое масло. Экспорт этого продукта в Россию за год увеличился более чем на 10%. При этом далеко не все производители продуктов питания указывают, какую долю продукта составляет пальмовый жир, чья польза для человеческого организма весьма сомнительна.

В случае с оптимизацией процессов транспортировки грузов возможна аналогичная ситуация. Рост НДС в первую очередь ударил по небольшим компаниям. Для мелких перевозчиков есть три пути:

  • Искать способы уходить от налогов, переходить на «серые» схемы расчетов.
  • Повышать цены и терять заказчиков.
  • Уходить с рынка из-за падения маржинальности.

Все три варианта заведомо проигрышны. «Серые» схемы быстро становятся известны проверяющим органам, а это конец бизнеса. За счет цифровизации, которая на глазах меняет нашу жизнь, отслеживание «уклонистов» стало легкой для налоговиков. К тому же не каждый клиент готов работать без белой документации. Стабильные заказчики предпочитают иметь на руках полный пакет документов – это обезопасит груз и даст уверенность в добросовестности перевозчика. Поэтому клиенты постепенно уходят к крупным компаниям, которые не предлагают «серых» схем, а работают на потоке, с ответственностью за каждый заказ.

Типовые решения по оптимизации логистики

Сегодня компании, специализирующиеся на грузоперевозках, применяют следующие методы оптимизации транспортных расходов:

Оптимизация маршрутов с помощью прикладного программного обеспечения.
Мониторинг движения автотранспорта, задействованного в перевозках.
Учет реальных ресурсов автотранспорта с поправкой на износ и амортизацию.
Определение способов решения рабочих задач в случае возникновения форс-мажорных ситуаций.

Оптимизация бизнес-процессов логистики начинается с анализа данных и реализуется через конкретные действия:

  1. Подгонка размеров машин и размеров упаковочной тары для максимального использования грузоподъемности ТС.
  2. Размещение тары внутри кузова таким образом, чтобы задействовать весь полезный объем грузовой части ТС.
  3. Минимизация количества перегрузов продукции с учетом оптимизации маршрута.
  4. Объединение нескольких грузов в оной таре для ускорения погрузочно-разгрузочных работ.
  5. Разработка системы упаковки грузов с учетом их характера и габаритов для сохранения целостности и обеспечения максимальной заполняемости грузового кузова.
  6. Отработка факторов, которые увеличивают время простоя во время разгрузочно-погрузочных работ.
  7. Распределение поставок грузов с учетом сезонности и погодных условий.
  8. Оптимизация поездки с учетом расположения платных дорог и аварийных участков пути.
  9. Своевременное получение информации о состоянии транспортных путей.

Логисты для проведения расчетов используют различные математические методы: эвристические алгоритмы, линейное математическое программирование, методику минимальных цен, алгоритм Свира, метод коммивояжера. Однако не каждая компания может оплачивать работу одного специалиста или целого отдела логистов, которые вручную определяют оптимальный путь по сокращению затрат на транспортные процессы. Лучшее решение по управлению оптимизацией логистики — применение программного обеспечения, созданного специально для улучшения качества грузоперевозок.

Автоматизация логистики

Компании с развитой логистической структурой используют профессиональные приложения в логистике и оптимизации маршрутов. Специализированное программное обеспечение значительно упрощает жизнь профессионалам:

  1. Увеличивается скорость обработки заявок на доставку грузов. За счет системы оповещений перевозчик может оперативно отреагировать на поступивший заказ, вовремя подать заявку на тендер.
  2. Программа сама выбирает, какие транспортные средства из автопарка перевозчика подходят для доставки конкретного груза. Это очень удобно: сразу можно определить, будет ли в нужное время свободен требуемый транспорт.
  3. Автоматическое заполнение договоров, товарно-транспортных накладных, доверенностей и прочей необходимой документации.
  4. Стоимость грузоперевозки для клиента рассчитывает программа. Заказчик сразу знает, какие расходы его ждут.
  5. Специализированная программа по оптимизации логистики упрощает коммуникацию с клиентами, облегчает жизнь работникам компании и позволяет повысить эффективность работы всего коллектива до максимума.

Хорошим подспорьем в процессе оптимизации процессов логистики и транспортировки является мониторинг транспортных средств. Отслеживание автомобилей и анализ полученных данных позволяет решить целый комплекс задач:

  • Снижение расходов на обслуживание транспортного средства.
  • Выявление нецелевых поездок, сливов топлива и других случаев нарушения трудовой дисциплины водителями.
  • Контроль за тем, как водитель соблюдает режим рабочего дня и отдыха во время поездки.
  • Экономия на закупке бензина и прочих ГСМ за счет точного подсчета общих расходов на топливо для всего автопарка.
  • Контроль за отклонениями машины от заранее определенного маршрута.
  • Снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций.

В качестве способа по оптимизации логистики транспортирования в компании некоторые перевозчики рассматривают полный отказ от системы слежения. Программное обеспечение и специализированное оборудование – это дополнительные расходы. Подобное решение не поможет пережить кризисные времена, а, наоборот, ускорит уход с рынка по причине низкой маржинальности. При отказе от систем мониторинга компания экономит сравнительно небольшую сумму, а теряет много и постоянно. За 2018 год число перевозчиков, заинтересованных в установке системы мониторинга автотранспорта, выросло. И это пример правильного подхода к процессам оптимизации.