fbpx
EN
Контакты

Sharing economy в логистике – теория и практика на рынке РФ и в мире

Рынок совместного потребления динамично растет. Такая модель уже охватывает все сферы жизни: от сдачи в аренду жилья до каршеринга и фудшеринга, и она начала проникать в сегмент транспортной логистики.

Дарья Рябчикова, управляющий директор, директор по продукту Atlas Delivery

Сегодня на рынке активно развивается такой тренд, как sharing economy. По количеству пользователей и совокупной выручке в последние пять лет он растет в геометрической прогрессии.

Если в 2014 году совокупная прибыль пяти ключевых секторов sharing economy – путешествий, каршеринга, финансов, рекрутинга и стриминга контента – составляла $15 млрд., то в 2025 году согласно PwC она достигнет $335 млрд. К 2019 году уже более 15% населения планеты хотя бы раз пользовались коллаборативными сервисами.

В России, хоть и с небольшим отставанием, sharing economy также проникает во все области экономики. К примеру, использование сервисов каршеринга увеличилось за последний год в 5 раз, а объем рынка превысил 7 миллиардов рублей.

Основными драйверами тренда на совместное использование ресурсов являются пять факторов: глобальная экономическая рецессия, развитие технологий, изменившаяся модель потребления новых покупателей, миллениалов, индивидуализация спроса и, наконец, то, что удобство использования шеринговых сервисов превысило удобство владения ресурсом. То есть, к примеру, доехать из точки А в точку Б на «общем» автомобиле стало проще и выгоднее, чем покупать и содержать собственный.

Тренд на совместные ресурсы актуален для всех индустрий (fmcg, производство, фарма, fashion), моделей бизнеса (B2B, B2C, C2C) и географий (мегаполисы и регионы). Настоящим драйвером роста эта модель является для консервативной логистической сферы, которая в настоящее время находится в процессе перехода с ручного и линейного управления процессами на технологичную автоматизацию и коллаборативность. 

Но если в B2C шеринг-модель получила широкое распространение за счет агрегаторов для last-mile доставки, то в B2B и магистральных перевозках общее использование ресурсов все еще остается на невысоком уровне.

По нашей оценке менее 1% грузового автотранспорта свыше 12 тонн в России работает в сегменте совместного пользования. Однако по количеству возникающих «уберов для грузовиков» по конфигурации рынка мы видим, что запрос на sharing logistics есть, и он достаточно высок. Дело в том, что коллаборативность вкупе с инновационными технологиями позволяет отрасли решить две фундаментальные проблемы.

В первую очередь это проблема утилизации логистической инфраструктуры.

Согласно исследованиям DHL до 40% грузового транспортного объема сегодня пустует. Группаж заказов позволяет перевозчикам довести загрузку транспортного объема до 100%, а грузоотправителям поделить издержки между собой. Сегодня эффективность такой схемы обеспечиваются коллаборативными логистическими ИТ-системами: грузоотправители загружают в платформу заказы, система помогает моментально спланировать маршрут и назначить исполнителя перевозки с лучшим рейтингом. Технологии позволяют планировать и контролировать перевозки в режиме реального времени по алгоритму наибольшей экономической эффективности для всех участников системы. 

Вторая проблема, которую также помогает решить sharing-модель – это управление всплесками и реализация спотового, не запланированного заранее объема перевозок. Изменение покупательского поведения существенно укоротило цикл планирования доставки. Если раньше компания планировала на 2-3 дня вперед, то сегодня обеспечить доставку заказа нужно на следующий день или даже день в день. Более того, сужаются окна доставки, а покупатели получают возможность выбирать время прибытия курьера.

С помощью современных систем управления логистикой пиковое время загрузки может быть спрогнозированно достаточно точно. Вместе с тем, у бизнеса всегда должна быть возможность подключить дополнительных исполнителей, не тратя на это много времени и денег. Этим объясняется востребованность коллаборативных систем в индустриях доставки еды или такси.

Одним автопарком оперативно обеспечить всплеск заказов просто невозможно. Ужесточение стандартов сервиса приводит к тому, что циклы планирования сокращаются на всех этапах цепи поставки, и сегодня, к примеру, в магистральных перевозках, мы видим начало тех же процессов, которые в полной мере происходят в доставке последней мили.

Что сдерживает рост шеринг-модели в логистике?

В целом, sharing economy в логистике – это будущее, в котором инфраструктура используется эффективно, а качество перевозок отвечает запросам клиентов. Успех этой модели обеспечивается экономической выгодой, и в будущем будет только расти. Однако для широкого распространения sharing economy рынку необходимо разрешить два вопроса: вопрос безопасности и создание общих логистических стандартов в разных компаниях.

Безопасность sharing logistics подразумевается под собой защищенность сборных грузов или элементов инфраструктуры при совместном использовании, сохранность персональной или коммерческой информации при использовании коллаборативных систем. Решение этого вопроса заключается в повышение прозрачности логистической системы в целом. Современные коллаборативные ИТ-системы позволяют отслеживать и контролировать абсолютно все процессы логистики онлайн.

Современные ИТ-системы помещают бизнес со всей его логистической экосистемой, а также его подрядчиков в единое прозрачное рабочее пространство, где они взаимодействуют онлайн. Все, что делают грузоотправители, перевозчики, логисты, диспетчеры, курьеры и другие участники системы влияет на их внутренний рейтинг надежности и впоследствии учитывается системой, к примеру, при распределении заказов на перевозку. Так перевозчики с лучшими рейтингами получают заказы первыми, а грузоотправители производящие оплату вовремя и не задерживающие погрузку на складе получают самых надежных исполнителей и так далее.

Второй фактор, сдерживающий рост sharing logistics – это разнородность логистических стандартов и закрытость компаний. Стандарты планирования и реализации перевозок сильно разнятся от бизнеса к бизнесу. А информационные системы для управления логистикой являются замкнутыми, настроенными под конкретную компанию. Для использования «шеринг» модели, компаниям надо договориться о том как они организуют перевозки. Например, сколько заказов загружают, как часто, какие требования предъявляют к исполнителю, как оформляют процесс документально, как происходит оплата и так далее.

Использование уже существующих коллаборативных ИТ-платформ может сделать процесс эффективнее. Как правило, такие системы агрегируют опыт стандартизации бизнес-процессов своих клиентов и помогают новым компаниям трансформировать и автоматизировать свои логистические системы наиболее эффективно, предотвращая распространенные ошибки диджитализации логистики.

Источник: Интервью с Дарьей Рябчиковой на сайте new-retail.ru